Здравствуйте, дорогие читатели моего журнала про идеи бизнеса!

В этой статье мы разберемся, что такое франчайзинг.

Франчайзинг – система ведения бизнеса в условиях, когда одна компания предоставляет право на использование своего имени, технологий, управленческих решений другой в обмен за плату. Во франчайзинге есть два основополагающих понятия:

  • франчайзер – субъект, продающий интеллектуальную собственность,
  • франчайзи – субъект, покупающий права на пользование.

Специалисты утверждают, что франчайзинг – идеальный первый шаг в раскрутке полностью своего собственного дела.

Все обязательства между ними прописываются в официальном договоре, где указывается первоначальный или паушальный взнос и последующие роялти.

Как правило, взнос оговаривается между компаниями, а роялти определяются процентной ставкой либо фиксированной суммой с ежемесячного дохода.

Сейчас же мы подробно разберем, что собой представляет паушальный взнос, какими бывают виды роялти, а также как они влияют на ведение бизнеса по франшизе.

Что собой представляет паушальный взнос и откуда берутся эти цифры

Паушальный взнос является одноразовым платежом, который франчайзи обязан заплатить франчайзеру за право использования готового бизнеса. В сумму паушального взноса, как правило, франчайзер включает все возможные растраты, которые пойдут на открытие франшизной точки.

Другими словами, паушальный взнос покрывает все стартовые растраты по покупке/аренде помещения, затраты по его ремонту и обустройству, а также зарплату рабочих, обучению персонала, покупке оборудования и т.д. Данные пункты прописаны непосредственно в договоре и их важно оговаривать с франчайзером заранее.

Как правило, точную сумму всех возможных затрат на запуск франшизного предприятия предвидеть невозможно, поэтому владельцы бизнеса выставляют максимальную фиксированную сумму, которая должна покрыть эти расходы.

Стоит упомянуть, что далеко не все франчайзинговые компании требуют выплатить паушальный взнос целиком в один момент. В отдельных случаях в договоре о продаже франшизы сумма разбивается на несколько платежей, иными словами паушальный взнос выплачивается в рассрочку.

Роялти и его виды

Понятие «роялти» с французского переводится как «доля короля», в наши дни приобрело значение ежемесячного платежа франчайзи за право пользования (управлением) готовым бизнесом.

Чаще всего ставка роялти зависит от престижности заведения, которое предлагает франшизу, а также ожидаемой прибыли франчайзи. Если ставка представлена в процентах, то ее размер может составлять от 1 до 15%. Давайте разберемся, какие ставки роялти существуют на данный момент:

От общего оборота. Считается наиболее оптимальным для каждой из сторон договора. В этом случае франчайзи обязан выплачивать определенную процентную ставку (чаще всего ровняется 5-7 %) с оборота компании за определенный период (обычно, месяц).

 Фиксированная. Фиксированную ставку обычно назначают в том случае, когда просчитать сумму дохода невозможно. Она выплачивается в неизменном виде вне зависимости от дохода франшизного предприятия.  

 Процент от маржи. Это процент с чистого оборота компании, то есть с вычетом всех расходов. Чаще всего этот вид роялти встречается в франшизных предприятиях, наценка на услуги и товары в которых отличается между собой.

Нулевой процент роялти. В большинстве своем в данном случае условия договора обязывают вас приобретать товары и оборудование исключительно у владельца бизнеса. Только в данном случае, роялти уже включен в стоимость данных позиций, что делает этот вид франшизы не таким уж и выгодным. Так как в последствие цены на ваши услуги могут ничем не отличаться от цен конкурентов, а то и вовсе превышать их.

В отдельных случаях договор может обязывать франчайзи выплачивать и рекламные взносы, которые идут исключительно на продвижение сети. Впоследствии это сказывается наилучшим образом на продажах, так как компания будет обретать все большую известность.

Плюсы франшизы для франчайзи и франчайзера

Плюсы франшизы для франчайзи

Узнаваемость бренда. Франчайзи покупает готовую модель бизнеса, которая уже имеет доверие клиентов. Нет необходимости вкладываться в рекламу.

Быстрая окупаемость. Как правило, франчайзеры предоставляют покупателям франшизы детальную поэтапную схему окупаемости бизнеса. При этом первую значительную прибыль вы получаете почти сразу, чего нельзя сказать о развитии собственного бизнеса, которое занимает годы, прежде чем вы начнете выходить в плюс.

Обучение. Практически каждая компания — франчайзер имеет свою схему раскрутки и наработки, которые они передают своим франчайзи. Это избавляет от нужды учиться на своем горьком опыте, собирая грабли на пути к успеху. К тому же вы избавляетесь от необходимости продумывать план развития бизнеса, все уже сделано за вас.

Поддержка со стороны франчайзера. Владельцы бизнесов заинтересованы, чтобы их франчайзи получали как можно больший доход, поэтому оказывают всевозможную поддержку, вплоть до показа рекламы в регионе франчайзи.

Особые условия франшизы. Вы получаете четкие рекомендации от своего франчайзера по поводу использования слоганов, цветовой гаммы, атрибутики и прочего. В некоторых случаях, франчайзеры могут предоставлять также и оборудование, необходимое для работы.

Региональное разграничение. Франчайзи может быть уверен, что ему не придется конкурировать с обладателями такой же франшизы в пределах определенного региона, так как региональное разграничение просчитывается самой компанией-владельцем.

Плюсы для франчайзера:

Снижение растрат на раскрутку бизнеса. Для охвата большей территории продажа франшизы является более рентабельным вариантом, нежели открытие нового филиала. Дело в том, что при открытии новой точки все растраты берет на себя франчайзи.

Бизнес работает на вас. Каждый предприниматель, купивший франшизу, заинтересован в развитии бизнеса и увеличении доходов. Таким образом, чем успешнее франчайзи, тем больше франчайзер получает дохода с данной франшизы.

Дополнительная реклама за счет обширной сети. Как правило, чем обширнее ваша сеть, тем меньше средств необходимо вкладывать в рекламу самому владельцу бизнеса.

Минусы франшизы для франчайзи и франчайзера

Конечно, идеальной бизнес-системы до сих пор не существует, как и везде, в франчайзинге есть свои подводные камни:

Минусы для франчайзи

Стоимость. Самым главным отпугивающим фактором для предпринимателей становится стоимость франшизы. Чем более раскрученный бизнес вы хотите приобрести, тем большую сумму вы должны быть готовы выложить за него. Стоимость исчисляется несколькими сотнями долларов, и доходить до сотен тысяч. К слову, франшизу всемирно известной сети “McDonalds” можно приобрести за 450 тысяч долларов.

Жесткие требования. Большинство франчайзеров предъявляют владельцам франшиз жесткие требования на формат предоставления услуг, качество товара, оформления помещений и т.д., и четко следят за выполнением всех пунктов договора.

Ограничение в развитии. Во многих случаях договор франшизы связывает руки франчайзи, и не дает возможности для воплощения собственных идей в свой бизнес, которые способны принести дополнительную выгоду.

Штрафы. Еще один неприятный момент – это весьма приличные штрафы за невыполнение пунктов договора.

Минусы для франчайзера:

Появление серьезных конкурентов. Многие франчайзи по истечению срока франшизы открывают свои собственные предприятия, используя наработки своего предыдущего франчайзера. Они также развивают свои сети, что усугубляет конкуренцию на рынке.

Контроль качества в сети. Многие франчайзи весьма недобросовестно относятся к поддержанию должного качества товаров/услуг, что может подорвать доверие ко всей сети и обрушить бизнес франчайзера.

Так все же, стоит ли создавать/покупать франшизу?

Создание/покупка франшизы – это стремительно набирающий обороты метод расширения и создания собственного бизнеса, имеющий свои достоинства и недостатки.



Для франчайзеров – это способ расширить свой бизнес с минимальными растратами, однако с необходимостью постоянного контроля своей сети. Для франчайзи –  большие затраты на покупку франшизы, однако гарантированная быстрая окупаемость и экономии в последствие. Поэтому создание/покупка франшизы зависит лишь от ваших собственных целей и возможностей.

Материалы подготовлены на основании Superfranch.ru

Игорь Огарев
Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)