Итак, вы решили открыть бизнес по франшизе.

С чего начать? На что обратить внимание при выборе франшизы?

Во-первых, следует четко сформулировать: какую именно франшизу вы хотите? Для одних важен известный бренд и широкомасштабная рекламная кампания, для других – сильная команда франчайзера, опыт и отлаженные бизнес-процессы, третьи делают ставку на уникальность товара, услуги или формата и их востребованность у потребителей.

После этого можно приступать к анализу предложений на рынке, сравнивая их с Вашими предпочтениями, навыками и материальными возможностями. Будьте готовы к тому, что продавцы франшиз будут наперебой хвалить свои форматы, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах. Это их работа. А Ваша задача получить на этом этапе максимум информации.

Внимательно изучите договор, который Вам предстоит подписать, особенно часть договора связанная с льготами, штрафами, эксклюзивностью на территорию и прекращением отношений. Убедитесь, что товарный знак или ноу-хау зарегистрированы и защищены. Совет банальный, однако, далеко не все франчайзи находят время просто прочитать договор. За свою поспешность им приходится платить, иногда собственным бизнесом.

Критически оцените финансовую модель, проверьте ее реалистичность и стрессоустойчивость. Очень важно, чтобы финансовая модель была подтверждена фактическими результатами действующих партнеров в разные (в том числе кризисные) годы. Узнайте у франчайзера, сколько из действующих франчайзинговых предприятий сработали по данной модели? Каков процент торговых точек окупились в указанные сроки? Сколько предприятий было закрыто? По каким причинам? И не соглашайтесь на ответ «это зависит от многих факторов», «у всех по-разному». Только факты.

Лично познакомьтесь с командой франчайзера до подписания договора. Кто будет курировать запуск, заниматься товарным наполнением, развитием, поддержкой и продвижением.

Не стесняйтесь задавать «глупые вопросы», по реакции на них Вы поймете, будет ли работа с этой командой для Вас комфортной.

Составьте четкую разделительную ведомость, что именно делает франчайзер, а что – франчайзи. Например, дизайн-проект: франчайзер его может изготавливать бесплатно или за вознаграждение, а может просто предоставлять стандарты и шаблоны, на основе которых, франчайзи изготавливает дизайн-проект самостоятельно, есть и другие варианты. Внимательно изучите рекомендации по выбору локации: насколько они конкретны, оцифрованы, насколько франчайзер готов включаться в выбор помещения и ведение переговоров с арендодателем. Рекомендую также по возможности,  познакомиться с руководством Компании, узнайте о стратегии развития на 5, 10, 15 лет. Ведь их решения напрямую будут отражаться на Вашем будущем бизнесе.

Пообщайтесь с действующими франчайзи. Спросите, с какими сложностями они столкнулись на своем пути, какие «подводные камни» следует учесть при работе с данной компанией. Насколько франчайзер готов слышать своих партнеров и учитывать их мнение при принятии решений. Причем общаться следует не только с теми, кого Вам рекомендует франчайзер.

Станьте конечным потребителем продукта или услуги. Посетите кафе, магазин, медицинский центр франчайзера. Посмотрите критично на то, что происходит: удовлетворяет ли Вас данный продукт? Почитайте в интернете отзывы конечных покупателей.

Оцените узнаваемость бренда и потребность в данных товарах и услугах в Вашем регионе.

Даже очень высокая известность бренда в Москве или Санкт-Петербурге не гарантирует узнаваемость этого бренда в Вашем городе.

И самое главное: франчайзинг – это брак по расчету. Выбирая франшизу, не стоит торопиться. Лучше, потратив время, всесторонне изучить все тонкости, чем решать кучу проблем, порожденных неверным выбором.

Удачного выбора!



Александра Молчанова
Практикующий специалист в сфере франчайзинга.

Имеет обширный опыт создания и развития франчайзинговых сетей в различных сферах: от пафосного fashion retail (Kira Plastinina, ELEGANZZA, Labbra), до народных магазинов ЗаОдно.

В данный момент занимается антикризисным управлением франчайзинговой сети из 140 медицинских офисов CMD — Центр молекулярной диагностики.