Приветствую всех читателей моего онлайн журнала про идеи бизнеса. Сегодня у нас в гостях основатель музыкального портала musicportal.su,  а кроме того еще и арт-директор,  гитарист и DJ — Михаил Озерицкий. Попробуем узнать, каково это создать с нуля музыкальный портал, на какие грабли пришлось наступить и насколько тернист был путь создателя.

Игорь: Михаил, добрый день! Самый простой и частозадаваемый вопрос номер один от меня: как пришла идея создания такого портала?

Михаил: Добрый день! Всё достаточно банально. Сидели с другом на кухне и обсуждали актеров и музыкантов, перебирая даты и вспоминая проекты в которых они участвовали. В то время уже существовал, сейчас популярный сервис, «Кинопоиск». Тогда я задумался о похожем сайте, но с музыкальным контентом.

Игорь: Это был ваш единственный проект на тот момент?

Михаил: Честно говоря, мысли желания и идеи это всего лишь мечты и не имеют ничего общего с реальностью. Тогда не было не только проектов, а просто элементарных знаний по созданию сайтов. Если заходить дальше. Сначала появился на свет bilostalo.ru — развлекательный сервис для размещения изображений и дальнейшем сравнении. При его создании учились, делали ошибки, много ошибок. Сейчас проект приостановлен и ждет своего часа.

Игорь: Ваш проект musicportal.su рассчитан на довольно-таки широкую аудиторию: на нем есть материалы рок музыкантов, поп музыка, музыканты-электронщики, музыка 70-х, 80-х и 90-х. Нужно быть меломаном со стажем, чтоб собрать такую коллекцию, не так ли?

Михаил: Если говорить о первичной аудитории сайта, то — да. Это конечно же меломаны. Или назовем их, пытливые меломаны. Люди слушают, затем ищут информацию или наоборот, ищут, а потом слушают. Но если говорить глобально, то очень маленький процент людей на земле, которых музыка бы ни как не затрагивала. Есть люди которые не смотрят фильмы, телевизор и т.д. Но не слушать, а точнее не слышать музыку невозможно!

 

Если говорить про себя. Да, я меломан, но не люблю это слово. Слушаю абсолютно любую музыку и не привержен стилям и жанрам. Это может быть все, что угодно, ну и музыкальный серфинг: что-то откладывается, что-то сразу отметается.

Игорь: А давно уже существует музыкальный портал musicportal.su?

Михаил: От разговора на кухне, до сегодняшнего дня, около 8-9 лет.

Игорь: Какие планы на будущее?

Михаил: Вопрос слишком расплывчатый. Поэтому скажу. Как и любой стартап, никогда не знаешь в какую форму он перерастет и что станет его самой популярной единицей.

Игорь: А как развивался ваш музыкальный портал? Были какие-то ключевые точки или события в его истории?

Михаил: Да, всё началось с разработки концепции и подготовки бизнес модели. Это описание проекта, определение аудитории, на каком рынке и с кем будет коммуницировать проект и конечно же, как проект будет приносить прибыль. Самое интересное и наверно самое сложное было, выстраивание сетки внутренней структуры связей исполнителя с лейблом. Её визуализация, табличное описание, затем внедрение. Много времени было потрачено на тестирование, но это постоянный процесс. Приятно было смотреть и изучать как на странице музыканта появлялись совершенно несвязанные люди и альбомы, за счет алгоритма взаимодействий человек-группа-альбом. Выпадали, и даже есть сейчас, казусные страницы, которые нужно исправлять.mike1

В самом начале у нас была страница заглушка, где мы собирали  подписчиков — и не получилось. Потом сделали, прототип, в котором вручную добавили пять популярных групп, Beatles, AC/DC…Затем всё переделали и опять прототип. Поучаствовали в Web Ready 2014 и 2015. Russian Startup Rating присвоил категорию BB. В конце 2015 года загрузили первую полноценную информацию.

А сейчас на нашем музыкальном портале уже около 160 000 уникальных страниц с музыкальными данными.

Игорь: Насколько обширная сегодня аудитория вашего портала?

Михаил: Как я и говорил ранее. Это меломаны, они знают чего хотят от музыки и что ищут. Например Пелле Альмквист, не знаю кто это, но люди интересуются, мы на 4 месте в поисковой выдаче Google. Метрики показывают возразт 18-45, посещаемость не супер, но у нас идет альфа тестирование и всё еще впереди, зато процент отказов очень низкий, около 30%.

Игорь: Какие были главные трудности при создании и развитии вашего проекта? Как справлялись с ними?

Михаил: Основная трудность, я думаю это относится к любому проекту — донести до других свою правоту. Любое начинание принимается в штыки, это могут быть близкие друзья, родственники, да кто угодно. И это происходит постоянно, даже сейчас. Очень трудно объяснить суть до людей которые тебе нужны в проекте, те же самые программисты и дизайнеры. Как справляться? Научитесь фильтровать и анализировать слова людей, не все то, что вам говорят не поможет и наоборот. Но больше всего выбешивает фразы типа: «а ты делаешь новый Фейсбук? зачем?» или «Кто и почему будет заходить на твой сайт, ведь уже есть Википедия, Яндекс, Google». Инвесторы хотят видеть метрики и продажи. Психологически сложно, будьте упорнее и пейте зеленый чай, от этого никуда не уйти.

Игорь: Насколько большая команда людей, которые работают над порталом?

Михаил: Сначала работали и все делали вдвоем с партнером. Затем команда начала расти. Есть фин. директор и аналитик баз данных в одном лице, дизайнер, PR. Программисты приходящие, уходящие.

Игорь: И как построено управление всей этой командой?

Михаил: В первую очередь это личные встречи. С со-основателями — многочасовые обсуждения, потом за дело.

 

Игорь: Как я понимаю, ваш проект можно отнести было к стартапу с «нулевым капиталом»?

Михаил: Думаю, что без вложений невозможно сделать ничего, если это не сфера услуг. Хотя на сайт все равно надо будет раскошелиться рано или поздно.

Игорь: Были ли предложения от инвесторов о вливании средств на развитие?

Михаил: Были предложения, с которыми сталкиваются 99% стартапов. Необходимо показать рост клиентской базы и выйти на продажи, тогда с вами начнут разговаривать. Думаю, в этом плане, золотые единицы, которые действительно могут перевернуть мир так и остаются без внимания. На Российском рынке пока правят «быстрые деньги», о дальности планирования и долгосрочном развитии нет и речи.

Игорь: Спасибо за то, что нашли время и ответили на наши вопросы. Желаю удачи вам и вашему проекту!

Михаил: Спасибо!

Игорь Огарев
Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)