Если у вас есть идея для бизнеса, но ее сложно даже близко отнести к категории «Стартап без бюджета», то вам необходимы инвестиции для его старта (которого у вас скорее всего нет, раз вы читаете эту статью). Можно пойти к богатому дяде (инвестору), который станет инвестором вашего проекта, но с ним нужно будет делиться (и скорее всего довольно-таки щедро), как только пойдет доход. Но и это не единственный минус. Как только проект выйдет на самоокупаемость (либо самоокупаемость будет очевидной), то инвестор может начать всячески пытаться навязывать свое управление, корректировать менеджмент и вовлекать в ваш проект абсолютно ненужных людей. Безусловно, это можно предотвратить в самом начале, составив соглашения с инвестором, однако, соблазн инвестора велик поучаствовать в управлении бизнесом.

Не исключаем вероятность взять кредит в банке. В этом случае банк будет очень долго рассматривать вашу кредитную заявку, внимательно рассчитывать риски, служба безопасности банка проверит всех ваших родственников, бывших работодателей и результат спустя несколько месяцев – «отказ».

Если речь идет о многомиллионном или даже миллиардном проекте, успешность которого ни у кого не вызывает сомнений, то скорее всего поиск богатого инвестора — единственный способ.
В том случае если стоимость для старта вашего бизнеса не превышает цену покупки нового автомобиля, то вам поможет коллективный сбор денежных средств – краудфандинг.

Что же такое краудфандинг?

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») – механизм коллективного сотрудничества людей с целью добровольного привлечения денег из широкой аудитории, направленные на запуск проекта (создание продукта, организации мероприятия, помощь при стихийном бедствии, поддержка бизнеса, поддержка в разработке интернет сервиса или свободного программного обеспечения и т.д.). Краудфандинг – это довольно-таки новый способ привлечения денег к своему проекту через интернет. Огромную популярность краудфандинг завоевал в США.

Сегодня самая популярная краудфандинг-площадка в США – это сайт KickStarter.Com. В 2012 году проекты создания компьютерных игр Double Fine Adventure и Wasteland 2 собрали по $ 3 336 371 и $ 3 040 299.

Краудфандинг сервис Kickstarter

Рисунок 1. Краудфандинг сервис Kickstarter

Краудфандинг в России

Популярная краудфандинг площадка в России — сервис Planeta.Ru.

Не так давно, чуть более года назад стартовал краудфандинговый сервис VCStart.Com и, к сожалению, в апреле 2015 года проект был закрыт. Официальная причина закрытия – обход крупных инвесторов сервис и выход напрямую к авторам идей. Фишка VCStart: не просто краудфандинг в чистом виде, а, как они себя сами позиционировали «платформа коллективных инвестиций, на которой авторы IT-стартапов и десятки тысяч частных инвесторов со всего мира могут найти друг друга». Иными словами все участники, которые вложили свои деньги в тот или иной проект, по замыслу автора сервиса становились акционерами и могли получать небольшой процент от прибыли, когда финансируемый ими проект «выстрелит».

Краудфандинг сервис Planeta.Ru

Рисунок 2. Краудфандинг сервис Planeta.Ru

Stand Alone краудфандинг

Существуют краудфандинг проекты, которые нашли свое финансирование не на специализированных площадках, а с помощью отдельных сайтов с размещенной на них формах для внесения средств.

В России успешным примером stand alone краудфандинга был проект РосПил Алексея Навального. Илья Варламов и его краудфандинговый проект «Городские проекты» организовывали приезды специалистов в области урбанистики, архитектуры и городской инфраструктуры для оценки транспортной ситуации в Москве; создают проекты и макеты по благоустройству улиц, дворов.

Stand alone краудфаундинг сайт "Городские проекты"

Рисунок 3. Stand alone краудфаундинг сайт «Городские проекты»

И еще…

Несколько правил для привлечения денег с помощью краудфандинга.

  1. Не пытайтесь сделать абсолютно все за счет привлечённых денежных средств. Вам самим придется провести огромную работу, причем абсолютно бесплатно.
  2. Ведите собственный блог, в котором отчитывайтесь за поступление денежных средств перед людьми, которые поверили вам и вашему проекту.
  3. До начала сбора средств покажите, что проект вам дорог. Сделайте сайт и/или качественный презентационный материал, который описывает преимущество вашего проекта перед конкурентами или необходимость, важность вашего проекта для окружающих.
  4. Не бойтесь делится идеей и вдаваться в детали перед теми, кто собирается пожертвовать деньги для вас или уже сделал это.
  5. Опишите свою идею на нескольких языках, чтобы привлечь пожертвования из-за границы.
  6. Размещайте только самые популярные формы платежных шлюзов на своем сайте для привлечения денежных средств. Учитывайте, что популярность тех или иных платежных шлюзов отличается в странах. В России все знают про Яндекс.Деньги, в США — PayPal, в каких-то других странах это может быть Skrill  и т.д.
  7. Все у вас получится!

Игорь Огарев

Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)