В далеком солнечном прошлом, когда деревья были большие, трава была куда зеленее — я только открыл свою студию по разработке сайтов. О нас никто не знал и это немного огорчало. Но не смотря на это, очень хотелось чтоб клиенты шли к нам нескончаемым потоком. Я стал использовать Яндекс.Директ и Google Adwords. Это была довольно-таки серьезная ошибка на рынке услуг по разработке вэбсайтов для начинающей совсем маленькой компании. Поскольку Яндекс.Директ и Google Adwords — это рекламные биржи, то показ объявления определяется наивысшей ставкой. Соревноваться с компаниями, у которых рекламные бюджеты превышали годовой оборот моей студии было бессмысленно. Но, я решил попробовать, и потерял много денег и если бы не пара клиентов то вообще бы не вышел даже в ноль. Пришлось придумывать альтернативные способы поиска клиентов и рекламирования услуг.

Поиск клиентов, через блог

Я стал достаточно много писать про разработку сайтов, тренды в веб дизайне, оптимизации и продвижению сайтов в своем блоге. Писать приходилось много: чуть ли не по одной статье в два дня. Блог неплохо поднял сайт студии в поисковых системах и стал привлекать клиентов, через так называемый органический поиск по некоторым запросам, которые так или иначе были связаны с разработкой сайтов.

Кроме того блог содержал некоторые довольно-таки подробные инструкции о том, как сделать сайт самостоятельно. Именно на них я и рассчитывал. Многие пользователи, которые начинали делать себе сайт, основываясь на мои инструкции, наталкивались на всевозможные «подводные камни», которые возникали из-за специфики их проекта. Без опыта, а также знаний программирования PHP, приобретения плагинов (в т.ч. платных) не всегда удастся это обойти. За помощью они обращались ко мне.

Таким образом далее мы брали ситуацию уже под свой контроль и получали клиента, который во-первых, уже начал немного понимать в специфике разработки сайтов и веб приложений, а во-вторых, имел достаточно четкое представление о том, как должен выглядеть его завершенный проект.

Сайты поиска работы

На популярных российских сайтах поиска вакансий я создал несколько резюме (на русском и английском языках), которые подходили бы под такие позиции как: администратор / менеджер интернет-проектов, специалист по продвижению сайтов, контент-менеджер, smm менеджер, web программист, специалист по поддержке сайтов. Ставил довольно-таки невысокую по рынку заработную плату в месяц, а также такие условия, как удаленная работа, частичная занятость (не в каждом из резюме).

Далее я искал вакансии по всей нашей необъятной стране, в требованиях которых речь шла про разработку сайтов и их продвижение, и откликался на них одним из подходящих резюме. Ну а затем, как только был вызван интерес со стороны работодателя, то рассказывал ему о своей компании и о том, что работать с компанией выгоднее, чем нанимать отдельного специалиста на бессрочный договор.

Этот нестандартный способ привел мне самый крупный заказ за все время работы. Имейте ввиду такой поиск клиента.

Поиск клиентов методом «недовольный клиент»

А вот этот поиск клиентов требует немного актерского мастерства и времени, но довольно-таки неплохо работает.

В Москве много организаций, которые указывают свои контакты и адрес сайта на Яндекс.Картах. Я просматривал деятельность компании, чем занимаются, где расположены и какого качества их сайт. В случае, если компания располагалась в приличном бизнес центре или просто арендовала неплохую коммерческую недвижимость в центре Москвы (в пределах ТТК) и при этом была обладателем не самого вменяемого сайта, то — это наш клиент. За дело!

Я (или мой коллега) делал звонок или несколько звонков в компанию от имени потенциального клиента, мы пытались что-то у них купить или узнать об их услугах. В ходе разговора мы пытались сослаться на сайт: «Где это можно найти на сайте?», «Есть ли калькулятор расчета стоимости?», «А есть ли крупная фотография товара?» Мы старались узнать имя менеджера, его e-mail, телефон.

Через пару дней мы отправляли утром уже от имени студии коммерческое предложение на e-mail менеджера на разработку сайта. В коммерческом предложении мы старались включить аспекты, о которых мы узнали из разговора. Ближе к вечеру делали контрольный звонок и довольно-таки часто такой ход срабатывал.

 

Игорь Огарев

Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)