Я немного отстал от трендов, потому что эта тема была актуальна в сети еще полгода назад. Разница лишь в том, что тогда большинство писали пустые статьи, которые не были подкреплены фактами. В основе их мнения лежали собственные прогнозы, которые они сделали исходя из личного опыта, собственных потребностей и сплетен из «курилки». Сегодня, перед нами сложилась настоящая картина того, о чем тогда могли предполагать или нет «эксперты».

В кризис компании начали сокращать свои расходы. Особое внимание было уделено ФОТу (фонд оплаты труда). Кризис перешел в активную быстроразвивающуюся стадию в конце 2014 года. Из-за этого многие компании были вынуждены экстренно пересмотреть дополнительные премиальные выплаты. Многие сотрудники так и не дождались своих годовых премий.

Однако, лишением премий дело не закончилось. Вторая стадия сокращения расходов на ФОТ — оптимизация штата сотрудников. Иными словами — сокращения.

Сокращения проходили в компаниях по-разному. По уровню менеджмента их можно разделить на три типа: верхнеуровневое — сокращение директоров департаментов, ТОП-менеджеров и руководителей высшего звена, среднеуровневое — сокращение руководителей среднего звена (начальники отделов, руководители групп) и низкоуровневое (сокращение персонала, который не участвует в управлении).

В торговых, торгово-промышленных и ИТ компаниях под сокращение попали сотрудники бэкофиса (т.е. в основном — это административный персонал).

Банковский сектор, который из-за финансовой нестабильности, наиболее уязвим проводил сокращения на всех уровнях.

Авиакомпании стали расставаться со своими сотрудниками, как правило, вынуждающими способами. В подавляющем большинстве авиа компаний начисление заработной платы зависит от количества и продолжительности рейсов. Многие сотрудники (пилоты, борт-проводники, иной обслуживающий персонал) переставали получать наряды с той же частотой, как и раньше. Усилился контроль за трудовой дисциплиной, отклонение от которой карается удержаниями частей заработанных денег.

В большинстве фирм в группе риска быть сокращенными оказались специалисты по маркетингу, рекламе и PR, ИТ-специалисты (кроме ИТ компаний), руководители кадровых департаментов, бизнес тренеры, а также офис-менеджеры. Сильный удар получили страховые компании, кадровые агентства, рекламные и PR агентства, компании, оказывающие творческие услуги.

Тем не менее процесс оптимизации — это дополнительные затраты: а именно, выплата компенсаций по сокращению или по соглашению сторон. Это увеличивает убытки компаний и сокращает их производительность.

Под особым вниманием вышестоящего руководства оказались самые продуктивные и перспективные сотрудники, которые любят свою работу. Очень часто такие специалисты предлагают те или иные идеи, как улучшить бизнес. Именно в кризис, к их идеям и предложениям прислушиваются, берут их под особое внимание. Такие сотрудники будут уволены разве что при полной гибели компании.

Безусловно с точки зрения того, что люди оказались без работы, как следствие лишились источника дохода — бесспорно, это плохо. Однако, кризис позволил породить не только новый бизнес, но и изменить мышление людей. Мы перестаем быть обществом потребления. И это хороший знак.

Люди перестают безрассудно тратить деньги на какие-то абсолютно ненужные вещи. Многие наши граждане перестают безрассудно менять свои автомобили каждые 1,5-2 года. Новое поколение молодых людей уже гораздо меньше привлекают бары и ночные клубы: в тренде теперь становится активный образ жизни, спортивные мероприятия. Все чаще DJ играют свои сеты не в прокуренных барах и душных ночных клубах, а на открытых спортивных площадках. В тренде стало здоровье.

Стали появляться новые рестораны, которые состояли целиком и полностью из здорового меню: салаты, смузи, рыба и мясо приготовленное на пару, никакого алкоголя.

Отказ от безграничного потребления породил новые бизнесы — сдача тех или иных вещей в аренду. И действительно, многие вещи гораздо дешевле арендовать, чем владеть ими. Покупать ударную дрель за 8000 р. ради двух дырок в стене — глупо. Куда дешевле взять ее в аренду за 300-500 р.

Безусловно, далеко не каждый может начать свой бизнес. Это дело довольно-таки творческое с одной стороны, а с другой требует трезвого рассудка, расчетов и даже хладнокровия.

Ввод санкций против России, а также принятие ответных мер порождает снова-таки новые идеи. Этим бесспорно можно воспользоваться. Нет, я не заставляю вас открывать становиться фермером и с головой уходить в сельское хозяйство. Однако есть смысл продумать и начать бизнес, который будет с этим тесно связан: ведь появился такой огромный рынок сбыта отечественной продукции — вся Россия. Новые каналы логистики, освободившиеся полки в супермаркетах.

Кроме ответных санкций есть еще ряд внутренних обстоятельств, которые внесли свой вклад в изменение бизнес климата. Ввод платных парковок в крупных городах, а именно Москва и Санкт-Петербург. Такая радикальные меры столичного градоначальника и губернатора северной столицы позволили пересмотреть компании к расположению своих офисов и необходимостью содержания крупных офисов.

Удаленная работа становится все более распространена. Средства контроля за работоспособностью коллектива и качество выполняемой ими работы развиваются и уже не требует постоянного присутствия в офисе. Облачные технологии позволяют работать также продуктивно из любой точки мира — лишь бы был интернет. Коммуникационные средства позволяют проводить совещания для всех участников команды.

Как мы видим кризис — это не 100% плохо! Наше общество, которое все еще не может перестроиться на новый уровень ищет во всем плохое и ждет помощи из вне. Государство не может се время думать о каждом в частности! С этим нужно смириться и это нужно принять. Хотите что-то изменить — начните менять сами. Не ждите перемен откуда-то со стороны!

Игорь Огарев

Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)