Здравствуйте, меня зовут Александра. Я профессионально занимаюсь франчайзингом. Компании пригашают меня с четкой целью: создание и развитие франчайзинговой сети.
Прежде, чем принять предложение о сотрудничестве, я всегда оцениваю, насколько концепт готов к тиражированию, а Компания к развитию, управлению и поддержке франчайзинговой сети.

Для себя я выделяю 7 признаков того, что бизнес готов стать франшизой.

1. Успешно работающий бизнес-эталон

Все просто. Необходимо проанализировать финансовую модель и фактические результаты деятельности Компании.
Важно оценить: CAPEX, чистую прибыль, EBITDA, POI, сроки выхода на операционный «0» и возврат инвестиций, OPEX, выручку, конверсию, средний чек, коэффициент возврата клиентов. Хочу подчеркнуть, что важны рост и стабильность, а не только получение дохода как такового.

2. История успеха, статистика

Бизнес-идея должна быть проверена временем. Минимальный срок – это год. Крайне важно оценить финансовую устойчивость бизнеса с учетом всех особенностей. Каждый бизнес индивидуален: для некоторых сфер характерен стабильный ежемесячный приход (медицина), для других – сезонный рост и спад прибыли (верхняя одежда). Необходимо четко понимать, как ведет себя бизнес в течение года, а также как он реагирует на кризисные явления. Выбирая для себя франшизу, франчайзи часто отдают предпочтение компаниям, давно существующим на рынке предлагаемых ими товаров и услуг, потому что они на деле доказали свое право быть образцом для подражания.

3. Пригодность к тиражируемости

Еще один важный признак будущей франшизы – это пригодность к тиражируемости. Существуют вполне успешные и прибыльные бизнесы, которые не готовы к тиражу. Часто это связано с уникальными способностями владельца или с отсутствием четких бизнес-процессов. К примеру, вы гениально варите кофе, у вашей кофейни нет отбоя от посетителей, но успешность Вашего предприятия обеспечивается исключительно Вашими собственными усилиями. Если Вы хотите сеть, то владельцу необходимо оторваться от барной стойки и научится эффективно управлять кофейней и персоналом.

Простой тест, если Вы можете на неделю выключить телефон и не появляться в офисе, и при этом предприятие не разорилось и продажи не обрушились, Вы на правильном пути! Не лишним было бы также доказать на практике повторяемость результата хотя бы на 2-3 (желательно удаленных территориально) точках. Управление одним объектом и группой самостоятельных предприятий, тем более удаленных друг от друга имеют колоссальные различия в подходе. Имея несколько собственных предприятий, Вы можете быть привлекательны в качестве франчайзера. Хотя история знает вполне успешные франчайзингвые сети, не имеющие собственной розницы.

4. Отлаженные и описанные бизнес-процессы

Этот признак является логически продолжением предыдущего. Эффективный бизнес невозможен без эффективных, отлаженных, и описанных бизнес-процессов и стандартов. К сожалению, многие даже успешные крупные компании не имеют их, или имеют отрывочные, устаревшие регламенты, которые мирно пылятся в толстых папках. А то, как работает предприятие, становится, по сути, фольклором и передается из уст в уста. Кстати, описание всех процессов и стандартов будет полезно всем компаниям, в том числе и тем, кто не планирует построение франчайзинговой сети.

Важно помнить, что франчайзи должен получить систему ведения бизнеса, а не только известный или малоизвестный бренд.

5. Автоматизация

Крайне сложно создать эффективные и управляемые бизнес-процессы без автоматизации. Наличие ERP- и CRM- систем позволяет контролировать деятельность франчайзи удалённо. Для предприятий, которые имеют хотя бы 2 собственных подразделения, эта проблема уже актуальна, и они её уже решили, или в стадии решения. Это необходимо для контроля потока клиентов, денег, расхода материалов, видеть эффективность работы сотрудников. Автоматизация необходима как франчайзеру, так и франчайзи.

6. Сформулированная бизнес-стратегия

Очень важно понимать, куда движется компания и чего хочет достичь через год, три, пять, десять, а лучше 15-20 лет. Ведь, создавая франчайзинговую сеть, теперь Вы несете ответственность не только за себя, но и за партнеров, которые должны с уверенностью смотреть в будущее.

7. «Секретный соус»

А по-другому — неповторимость, уникальность, то, что будет сложно скопировать. Наиболее конкурентоспособными компаниями на рынке франчайзинга могут быть те, чей бизнес уникален или имеет существенные отличия от конкурентов (собственное производство, необычная концепция, запатентованные ноу-хау и пр.).

К этому же пункту относится и наличие собственного бренда и зарегистрированной торговой марки. Только зарегистрированные товарные знаки могут быть предметом франшизы. Отсутствие регистрации не защищает интересы Вашего бизнеса и любой желающий может использовать Ваше коммерческое обозначение в любых целях, и даже самостоятельно подать его на регистрацию.

Вот такие несложные вопросы я задаю тем, кто планирует создание франшизы.

А сколько раз Вы ответили «да»?

Александра Молчанова
Практикующий специалист в сфере франчайзинга.

Имеет обширный опыт создания и развития франчайзинговых сетей в различных сферах: от пафосного fashion retail (Kira Plastinina, ELEGANZZA, Labbra), до народных магазинов ЗаОдно.

В данный момент занимается антикризисным управлением франчайзинговой сети из 140 медицинских офисов CMD — Центр молекулярной диагностики.