Создатели компании «Носи свое» начали бизнес более 10 лет назад. Но роста выручки на 25% в 2015 году добились благодаря подешевевшему рублю.

«Мы хотели создавать удобную одежду на каждый день для всей семьи. Такую, которую не жалко надеть куда угодно – и в гараж, и на лыжах покататься, – говорит совладелец ООО «Носи свое» Алексей Дюжаков, раскладывая на рабочем столе образцы футболок с черно-белым принтом. – Мы не пытаемся играть в какие-то модные вещи, хотя ассортимент каждый год меняем».

Производственный бизнес Дюжакова и его партнера Владимира Маслова не очень велик – около 63 млн рублей выручки в 2015 году. 75% оборота приходится на оптовые продажи, крупнейшие клиенты – сети «Ашан» и «Метро». Они закупают мужской, женский и детский трикотаж под брендом Win&Wool. Но у компании есть еще одна, аналогичная марка – «Носи свое». Дюжаков и Маслов придумали ее в 2012 году для собственного интернет-магазина. Развивать розничные продажи оказалось непросто.

Но предприниматели надеются, что вновь появившийся тренд на импортозамещение поможет им раскрутить «Носи свое», как некогда Win&Wool.

Инженер по образованию, Алексей Дюжаков вложил в производство €100 000, заработанные на торговле турецкими свитерами. В 2004 году он арендовал помещение в Мытищах, установил там восемь вязальных машин. Предприятие выпускало мужские свитеры, джемперы и пуловеры Win&Wool и продавало их оптом небольшим магазинам и торговцам на вещевых рынках. Были у Дюжакова и свои точки на «Черкизовском», «Садоводе», в «Лужниках» и торговом комплексе «Москва» в Люблино. К концу 2000-х производство работало бесперебойно и предприниматель задумался о сотрудничестве с розничными сетями. Начал участвовать в выставках для крупных ритейлеров, на которых те искали поставщиков. «Это был один из вариантов развития, от которого глупо отказываться, – поясняет он. – Тогда у сетей были проблемы с поставщиками, и они сами на меня вышли».

Кризис 2008 года сильно ударил по рублю. Импорт подорожал, его объемы снизились. Стало актуальным импортозамещение. «Мы сотрудничаем с брендом Win&Wool c 2010 года. Они сильны в трикотаже крупной вязки, есть хороший летний ассортимент из вискозы. Экономия по сравнению с импортом, учитывая цену производства и логистики, – примерно 30%», – комментирует руководитель по внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева.

От розничных точек на рынках Дюжаков отказался в пользу онлайн-продаж. Создание и раскрутку сайта он заказал знакомому рекламисту Владимиру Маслову. Тот в процессе работы предложил сделать отдельный маркетинговый проект. «Мы думали насчет открытия офлайн-магазина, но есть определенные риски, дорогая аренда. Те же деньги можно потратить на продвижение в интернете с понятным результатом», – рассуждает Маслов. В 2012 году партнеры зарегистрировали марку «Носи свое». Бренд Win&Wool они решили оставить для оптовых продаж. На предприятии установили три дополнительных вязальных машины. Стартовые инвестиции давно окупились, так что в расширение можно было вкладывать текущую прибыль.

Алексей Дюжаков

Алексей Дюжаков

Название новой марки «Носи свое» намекало на противостояние импорту. Поначалу ассортимент состоял из мужской вязаной одежды. К зимнему сезону 2012-2013 партнеры перезапустили сайт, оплатили контекстную рекламу. По итогам 2013 года на каждые 100 проданных вещей Win&Wool пришлось 10 вещей «Носи свое».

Анализируя результаты работы сайта, Маслов обратил внимание, что 80% заказов приходилось на женщин – они принимали и оплачивали доставку. Выбирали одежду для своих мужей. Тогда предприниматели решили дополнить ассортимент «Носи свое» женской и детской одеждой, и не только теплой вязаной. «Расширять собственное производство было невыгодно. Его нужно чем-то постоянно загружать, чтобы не нести убытки, но никто не может дать гарантию на постоянный отшив, даже крупные сети, которым мы продаем большую часть продукции», – рассуждает Дюжаков. На фабриках в Рузе, Ногинске и Кимрах партнеры разместили заказы на пошив платьев, водолазок, брюк, футболок. На собственном предприятии освоили выпуск аксессуаров – перчаток, шапок, шарфов. Бренд Win&Wool зеркально отражал развитие марки «Носи свое» и тоже пополнился женской и детской одеждой.

Дюжаков и Маслов признаются, что четкого бизнес-плана у них не было и многое они делали по наитию. К примеру, в начале 2014 года решились на эксперимент – подняли цены на 20% на весь ассортимент, и продажи в Москве вдруг пошли в гору. «Это чисто психологический момент: свитер не должен стоить меньше 2000 рублей, иначе люди думают, что тут какой-то обман, – улыбается Маслов. – Хотя себестоимость не меняется от того, какой ты ценник на него поставишь».

В прошлом году общая выручка компании составила почти 50 млн рублей. Около 20% дохода принесла марка «Носи свое». В 2015 году общая выручка и доля продаж через интернет-магазин выросли на четверть. В октябре партнеры запустили отдельный сайт бренда Win&Wool – для оптовых покупателей. Алексей Дюжаков говорит, что пока что перестраивать бизнес, развивать розницу и вкладываться в рекламу компания может благодаря оптовым клиентам. Он не скрывает, что росту продаж помогла девальвация рубля, давшая конкурентное преимущество по цене.

Владимир Маслов

Владимир Маслов

«Поднялся бы курс до 150 рублей за доллар – было бы вообще шикарно, – шутит предприниматель. – Правда, когда в середине года рубль стабилизировался, мы даже стали подумывать, что делать, если сети перестанут наращивать закупки». Партнеры начали предлагать в группах бренда «Носи свое» в социальных сетях совместные покупки по оптовым ценам: подписчики объединяются и набирают ассортимент на минимальную партию. Доля таких заказов пока невелика – менее 20% от общих продаж. Но Дюжаков и Маслов уверяют, что это только начало. На стартовой странице своего интернет-магазина они провозглашают: «Наша цель – победить засилье импорта в магазинах России. Скоро любой сможет с гордостью сказать: «Я ношу свое!».
Создатель бренда базовой одежды Oh,my Сергей Ковеленов не считает ставку на покупательский патриотизм абсолютно выигрышной.

«Ярлык «Сделано в России» для потребителя не самоцель, а приятное дополнение к покупке», – замечает он. Ковеленов с 2010 года размещает производственные заказы на швейных фабриках в Ленинградской и Московской областях. Помимо собственного интернет-магазина одежда Oh,my представлена в сети Podium Market, универмагах Debenhams, магазинах «Республика». Прогнозируемая выручка бренда в 2015 году составит 25 млн рублей – почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году. «Мы стали активно развивать сегмент оптовых заказов и предзаказов, появились в офлайн-точках и изменили работу нашего онлайн-магазина», — говорит Ковеленов.

По данным Росстата, за январь-август 2014 года импорт одежды в Россию (не считая поставок из стран СНГ) снизился на 34% – до $3,3 млрд. Падение существенное, но объем рынка импорта все равно остается огромным. Не слишком много ли берет на себя маленькая фабрика из Мытищ? «Да, мы идеалисты, – упрямится Дюжаков. – Но мы делаем свою работу и стараемся делать ее хорошо».

При участии Евгении Перцевой.

Источник: FORBES.RU