Сразу начну с того, что у меня есть высшее образование. Его я получил поступив в 2002 году на вечернее отделение Ржевского филиала Тверского государственного технического университета. Специальность «Прикладная информатика в экономике» выбиралась из принципа: звучит красиво, напрямую связано с информационными технологиями (что хотелось), чуть-чуть экономики и отдаленно имела связь даже с программированием. На фоне «Технологии машиностроения» и чего-то там связанным с проектированием каких-то трудновыговариваемых агрегатов, она звучала емко, модно, современно. Других специальностей на вечернем отделении, по-моему, не было.

Сейчас помню, что нужно было сдать вступительные экзамены: математику, обществознание и, по-моему, историю (хотя в последнем уже не уверен). Задачи на математическом экзамене были несложными — они оказались гораздо проще тех, что были на выпускном экзамене по алгебре в школе. Проходной бал на этом вступительном экзамене я получил максимальный из возможного. Остальные дисциплины, кажется вообще не имели точных ответов, поэтому высокий бал выставлялся скорее за красивые речевые обороты в изложенных ответах и, красивый удобочитаемый почерк. Достоверность ответов, как мне кажется, никто и не проверял.

Вобщем, поступить в этот вуз оказалось совсем несложно, хотя, безусловно — это для меня был стресс, как ни крути.

Учебу я сразу совместил с работой. Обучаясь на первом курсе, я пошел работать на завод, который находился в вечном состоянии скорого банкротства. Приняли меня на должность техника-программиста в конструкторское бюро. Я довольно-таки быстро изучил асемблер для микроконтроллеров Atmel. Затем почти что два с половиной года возился с ними. Сначала, это были однокристальные Atmel, а затем промышленные PLC из Китая — DirectLogic и немецкие — Siemens.

По-вечерам, я посещал свой вуз, где первые два года мы повторяли математику средней школы, в которую позже добавились интегралы. Еще было программирование. Его преподавал мой коллега по конструкторскому бюро: поэтому я не растерялся и наладил на ближайшие 2-3 года конвеер по выполнению лабораторных работ по этой дисциплине. Нас часто посещали преподаватели из Твери (основного вуза), которых можно было разделить на две категории. Первые, передавали диск с лекциями старосте группы — на этом лекция заканчивалась: «Увидимся на сессии. Пока!», вторые — пытались прочитать весь многочасовой курс лекций за один вечер… далее «Увидимся на сессии. Пока!».

Через какое-то время я устроился на другое предприятие работать системным администратором. К программированию микроконтроллеров я так больше ни разу и не вернулся. Тут я впервые столкнулся с сетями с доменами, Windows Server’ами, правами доступа, IP-адреса, маски подсетей, настраивал MS SQL для 1с бухгалтерии. Иногда меня отправляли в Москву в командировки за покупкой всевозможного серверного и сетевого барахла. Тут была проблема: как бы заработать на командировочных и ничего не потерять из подотчетных денег, храня и тщательно пересматривая все закрывающие документы.

Вечерами я ходил в свой вуз на лекции по бухгалтерскому учету, экономической теории (которая вызывала у меня сомнения) и еще было несколько дисциплин: информационные системы в административном управлении, реинжиниринг бизнес процессов, введение в базы данных и статистика. Преподаватели читали свои лекции не более часа, а затем пропадали до самой сессии.

Кстати о сессиях. Мне почему-то сдавать их приходилось без глобальных трудностей, в отличае от однокурсников. Хотя, после 3 курса все уже знали, что и какому преподавателю лучше всего купить в подарок, чтобы всея группа гарантированно получала оценку «три» и выше.

На 5-ом курсе я переехал в Москву. Здесь я работал сначала системным администратором в крупной металлургической компании с широкой филиальной сетью, а затем был повышен в ней до руководителя группы технической поддержки.

Я не бросал учебу; но учеба, почему-то хотела совсем забыть про меня. От однокурсников я узнал, что преподаватели уже не приезжают, а просто отправляли письмом на адрес электронной почты в лучшем случае курс лекций, в худшем — автора и название книги, которую нужно найти и прочитать. Где-то перед шестым курсом я перевелся на заочное отделение той же специальности в Тверь.

Шестой курс ничем не отличался от пятого. Письмо, лекции и т.д.

Честно, госэкзамены и диплом я не очень помню как сдавал. За Госы — я получил оценку «отлично», а за защиту — «удовлетворительно». Прошло как-то все очень быстро, но помню, что был очень сильный стресс. Но это отдельная история, которая в принципе довольно-таки позитивно закончилась.

Я получил высшее образование — стал счастливым обладателем Диплома!

Позже, когда я менял одно место работы на другое, меня сотрудники HR часто просили принести этот святой документ, который гарантирует, что тебя будут на собеседовании слушать чуть более внимательней. Что мне пригодилось из знаний вуза в жизни — боюсь, что только расписание электричек Москва-Тверь и знание того, что ехать последней электричкой из столицы в провинцию холодной осенью крайне небезопасно!

В 27 лет я бросил работать «на дядю» и решил начать свой собственный бизнес. Здесь я понял, что никому нет дела до твоего образования. Главное — результат и еще ряд качеств. 6 лет учебы — оказались просто формальностью! Бизнес хотел идеи, бизнес хотел результат, бизнес хотел прибыль. Бизнесу наплевать на мой диплом и на эту простыню из дисциплин, которые к нему прилагаются. Никто из контрагентов не будет вас спрашивать о дипломе.

Я ни в коем случае не отговариваю абитуриентов поступать в вуз, я не собираюсь подталкивать бросить вас получать высшее образование.

Безусловно, я никак не могу представить себе недипломированного врача или архитектора, инженер-конструктора или адвоката. Однако, есть сферы, которые развиваются гораздо быстрее, чем успевает сформироваться программа, которая будет преподаваться в высшем учебном заведении. Иногда диплом о высшем образовании — это всего-навсего некое подтверждение строчки в резюме соискателя в разделе качества: «целеустремленность». Только и всего.

Соглашусь с теми, кто скажет, что мой вуз и то образование, которое я получил далеко от идеала. Студенты МИФИ, МГТУ им. Баумана, МГУ, СПбГУ и еще ряда престижных (и не очень) вузов нашей страны будут доказывать, что их учили по-другому, что их реально учили, что мой вуз — шарлатанство. Не спорю и даже не буду ничего им доказывать.

Нужно пересмотреть отношение работодателей и общества в целом к высшему образованию. Может быть, если бы я каждый год посещал бы профильные курсы, которые как правило длятся суммарно не более одной недели, то знаний, которые мне пригодились бы оказалось бы кординально больше.

Игорь Огарев

Создатель блога бизнес идей ogaryov.com, владелец студии разработки сайтов Игоря Огарева — Ogaryov.Ru, WordPress fan;)