Вообще-то дело явно простое. Нужно лишь вычислить, насколько нужен наш продукт, рассчитать его себестоимость, затраты на производство, потом прикинуть маржу. И – запустить выпуск.

Дело-то довольно простое, но все «за» и «против» явно не подсчитаны. А их довольно много. Вот, к примеру – наш продукт очень нужен производственникам, занятым в гончарной отрасли (отвлечемся от бизнеса в сети и переключимся на нейтральный проект). Без него (допустим) никак не получится покрыть посуду хорошим лаком, чтобы она противостояла элементарной влаге… Это как бы для примера. У вас могут быть и другие проблемы.

 

Так вот, наш продукт очень нужен, но далеко не всем. Вон тому мужику он и даром не нужен. И заправщику на автостанции. И регулировщику на перекрёстке. И десяткам людей, занятых на других производствах и в сфере услуг.

Получается, что ваш выдающийся продукт не нужен никому, кроме участников специфической отрасли производства, которая к тому же испытывает большие проблемы с выпуском посуды… Так стоит ли мудрить? Нужно ли выпускать эту ерунду, которая в конечном счёте оказывается вовсе не ерундой – коли без неё ничего в гончарном производстве не получается?

Этих «за» и «против» в новом деле оказывается очень много. Нужно ли выпускать то и нужно ли выпускать это? Откуда берётся высокая цена на товар? Какие ингредиенты нужны для производства? Сколько людей должно быть занято на выпуске этого товара?

Это ещё цветочки. Ягодки впереди… Что даёт производство этого товара по большому счёту? Не разорится ли основное производство, если я прекращу выпуск этой ерунды? А если разорится, то в течение какого времени?

Вопросов становится больше и больше. И ответы на них далеко не столь очевидны, как может показаться. Вычисление маржи – самый простой путь. Но он не даёт ответов на главные вопросы. Например, насколько нужна эта штука в производстве гончарной продукции? Не лучше ли упростить производство, тем более, что упростить-то как раз можно элементарно просто – достаточно наладить выпуск полиэтиленовой посуды?

Вопросов возникает много, но ответов на них не может дать никто. В любом случае, всегда находится идея, что выпуск данной продукции вроде как и устарел. Но ей противоречит другая идея — в том, что он и не устарел вовсе, раз продукция выпускается и успешно продаётся.

В конце концов, ком вопросов становится таким большим, что мы… останавливаем свой бизнес. Неважно, по какой причине. То ли не хватает денег, то ли, наоборот, денег слишком много. Но в любом случае свой бизнес остановлен. Приходит пора разбираться с основными вопросами…

Вообще, лучше разбираться с ними до начала производства. Да, выпуск этой ерунды – не самый лучший свой бизнес. Но другого вроде бы и нет. И производство её обеспечено достаточно высоким спросом. Во всяком случае, остановка выпуска сказалась на производстве главной продукции – глиняных горшков (повторяю — допустим). Следовательно, останавливать выпуск не разумно… И так далее.

Эти противоречия преследуют нас всегда. Они касаются самой продукции, отношений между владельцем предприятия и наёмными работниками. И многого, многого другого, о чём в небольшой статье говорить не принято.

С ними, с этими вопросами, приходится иметь дело, поскольку производитель должен чётко знать, зачем и для чего его продукция выпускается. К тому же это важно знать и для того, чтобы «чётко держать руку на руле» – как говорят бизнесмены. Без этого производство начинают одолевать противоречивые моменты, раздирающие предприятие.

В конце концов, должны же мы знать, откуда берётся прибыль и почему она так делится между участниками производства? Одному восемьдесят процентов, а всем остальным – двадцать? Это же… не справедливо?

Нет, всё абсолютно справедливо. Эти законы лежат в основе частного предпринимательства. Их нам и надо знать, занимаясь каким-либо производством. Чтобы не плавать, когда придётся, вокруг важных ответов.

Николай Надеждин
Автор постов в рубрики «Мотивация».